Кирилл и Мефодий

Болгарский язык

Болгарский язык
2 votes, 5.00 avg. rating (96% score)

Болгарский язык

(неофициальный взгляд, но тем не менее, имеющий право существовать…)

Жажда познать своё прошлое, в том числе и прошлое далёких предков, в народе неистребима. Принято считать, что болгарский народ образовался в средние века в основном из трех этносов — фракийцев, булгаров и славян. Нынешный болгарский язык образовался сложным слиянием языков этих народов, оказавшихся в одном географическом регионе. Фракийский язык — мёртвый индоевропейский язык фракийцев, входящий, в так называемые палеобалканские языки. Был широко распространён в древней Фракии — области в юго-восточной Европе (на месте современных Болгарии, Македонии, европейской Турции, частично — Румынии (Добруджа), Греции и Сербии), а также в некоторых регионах Малой Азии. Иногда близким к фракийскому языку считается также дакийский (гетский) язык. Фракийский язык исчез, по-видимому, около 5 века н. э. в результате Великого переселения народов и крушения Римской империи. Земли бывшей римской провинции Фракия были частично захвачены славянами, частично отошли к Византии. Тем не менее, эти корни не совсем исчезли и хотя дешифровать их сегодня ещё не удалось, но… Не может быть, чтобы болгарский язык появился на голом месте. Неприемлема многовековая ситуация существования народа без письменности, языка, средств общения. Это уже на совести ученных. К тому же болгарский язык образовался из средств общения других, не менее древних этносов. Видимо ученным удобно всё начинать со средневековья, с Кирилла и Мефодия. Заслуга последних неоспорима, но зачем не зреть в корень, отрезать исторические корни народа? А сколько «приданного» влили в языковой «общий котел» булгары, славяне и другие. Многовековые традиции народа не могут возникнуть из неоткуда, не может история существовать только на устном наследии предков. Понятно, что население не было глухонемым и не может быть, что все держалось на честном слове. Болгарские руны — условное название письменности протоболгар (булгар, древних болгар), употреблялось в VI—X веках, некоторое время — параллельно с кириллицей. Самые значительные находки сделаны в Мурфатларе (Бесарабии в Румынии). Согласно личному мнению тюрколога И. Л. Кызласова, «составленная из разнородных знаков, имеющих и греческие, и кириллические, и тамговые особенности, самобытные формы и лигатуры, эта письменность, несмотря на ряд ее руноподобных знаков, не похожа ни на один из известных алфавитов тюркоязычных народов. Ее не следует ни относить к руническим, ни называть таковой». Однако ему оппонируют другие исследователи протоболгарских рун, как например болгарский профессор Рашо Рашев, который относит протоболгарские руны к руническому типу письменности, распространённых от Центральной Азии до Европы. Профессор из Болгарии В. Бешевлиев также обозначает болгарскую письменность как «руническую», как и у германцев, по мнению профессора, у протоболгар руны имели больше магическое значение. Догадки, предположения, вопросы ждут ответа. Хотим ли мы, или нет, придется историю болгарского сегодняшнего языка и письменности начать с Кирилла и Мефодия. Хорошо или плохо христианство и христианизация стран, пусть будет бременем тех, которых это волнует. Вопрос в том, что приход христианской (в нашем случае) религии в разных странах не произошел бархатно и гладко, без боя. Аналогично, во всех государствах принявших христианство, основной литературой стала библия. Первым делом стало перевод библии. Язычники должны были стать «грамотными» по новому. Это нужно было в первую очередь церкви и монахи взялись за создание алфавита. Языческие традиции письменности не только не подходили для чтению, но и мешали. Началась непримиримая, жестокая борьба против язычества. Сразу громадная масса язычников оказались в ранге инакомыслящих, противоборствующих. Церковь с помощью государей, взялась за титанический труд — стирание, выкорчевывание народной памяти. Обидно, но прошлое не изменить и история не имеет сослагательного наклонения.

Руны

Руны

Могила Хана Кубрата, Полтава, Украина

Могила Хана Кубрата, Полтава, Украина

В науке, особенно исторической, решающее значение имеет закон аналогии.  Армянские клинописи, славянские руны… Это косвенный довод в пользу гипотезы об уничтожении рунической письменности славян и протоглаголицы. Но это, конечно, из области совпадений… Вспомним сценарий: приходит Христианство, принося с собой алфавит связанный с богослужебными книгами – и постепенно забывается предыдущая письменность, которая существовала во времена открытого язычества. Потому и исчезла литература, мифология, связанная с дохристианским прошлым. Остался только фольклор, с которым воевать невозможно. Фольклор и этимология слов и выражений.
Отметим и другой факт: принятием христианства считается не просто дата появления на Руси и на Балканах христиан и даже не просто дата крещения князей. Если верить летописям, христиане (скандинавы, славяне, греки) жили на Руси задолго до 987 – 988 г. Да и крещёные князья уже имелись: Аскольд и Дир, Ольга… Но историческим рубежом считается тот момент, когда князь Владимир, покрестившись, вознамерился любыми средствами обратить в христианство подданных. Этот порядок действий повторялся во всех христианских монархиях. А до исторического решения князя Владимира и письменность на Руси существовала, и представители разных религий уживались вместе. Это еще один косвенный довод в пользу существования у славян дохристианской письменности и письменной культуры.

Хан Борис I

Хан Борис I

Крещение Болгарии — процесс распространения христианства в Болгарии, который был инициирован в 864 году. Болгарская держава образовалась в 681 году на северной границе христианской Византии. Основным населением нового государства стали кочевые болгары, вовлеченные в процесс феодализации и славяне. Для интеграции общества необходима была идеология унификации. Инициатором крещения стал болгарский хан Борис, принявший имя Михаил. Непосредственным поводом крещения стал голод 863 года, за которым последовало вторжение византийской армии Варды. Условием помощи стало крещение знати, которое осуществил патриарх Фотий. Тем не менее, кочевая аристократия подняла антихристианский мятеж, но потерпела поражение. Хан Борис казнил членов 52 семейств. В числе казненных был его сын. Хан Борис стал всячески способствовать миссии Кирилла и Мефодия по просвещению славян. ВБолгарии была введена кириллическая письменность, началось строительство христианских церквей. Одним из первых значительных святых стал Климент Охридский.
И так, произошло столкновение мнений. Мы узнаем о разных версиях, спорим, ошибаемся. Одно бесспорно — 988 год не был годом рождения древнерусской культуры. Несомненно, что древнеболгарская культура не родилась после решения хана Бориса, она существовала и до этого рубежа! А какая культура без письменности – хотя бы элементарной? Придёт время – и мы откроем её памятники и возможно, они поразят нас, возможно, помогут нам на историческом пути. Как жить без прошлого? Без знаний о прошлом своего народа можно только деградировать.

Есть и такая версия: у славян, и в том числе на Руси, издревле существовала узелковая письменность, сначала она носила скрытный, жреческий характер, далее стала бытовым письмом. Узелок изображал и букву и слово. Такие письмена наматывались на катушки и хранились в коробах. Отсюда и пошло выражение “наврать с три короба”. Вот вам еще одно этимологическое свидетельство! Значит и у болгар должно было быть позаимствовано от славян и существовать в каком-то виде узелковое письмо. Так что письменность, в виде «кипу» не находка жителей Анд-инков.

Кипу

Кипу

Впоследствии узелковое письмо перешло в орнаментальное творчество славянских народов, которое можно встретить и сейчас на одежде, посуде и даже на иконах – несмотря на языческие корни «узелков». В последние века орнаментальные знаки религиозной роли практически не играли, но всё же… Часто узелки на нитках использовали, как “азбуку слепых”. Дело было так: слепцы “записывали” и читали на ощупь целые клубки ниток. Память о древнем узелковом письме осталась в фольклоре. Мы до сих пор завязываем “узелки на память”, говорим: “связать мысль”, “связывать слово со словом”, “говорить путано”, “спутать мысль”, а также: “клубок песен”, “нить повествования”, “хитросплетение сюжета”. Вот она, этимология!

Одним словом, болгарский язык и не только он, имеет не многовековую, а многотысячелетнюю славную историю. Воистину, у всех народов одна мать. Нет истории одного народа. Есть история человечества.